Коммунарская методика

Коммунарская методика
   — система приёмов и организационных форм воспитания учащихся школьного возраста, направленная на формирование и творческое развитие воспитательного коллектива в процессе совместной деятельности детей и взрослых. В педагогической литературе используются и другие обозначения К.м.: методика коллективного творческого воспитания, методика коллективной творческой деятельности и др. Разработана в России в 60-х гг. 20 в. И.П. Ивановым и другими педагогами для учебных заведений и внешкольных учреждений на основе педагогических идей А.С. Макаренко. Апробирована как методика коллективной организаторской деятельности Ивановым, Л.Г. Борисовой и Ф.Я. Шапиро в созданной ими Коммуне юных фрунзенцев - сводной пионерской дружине при Фрунзенском районном доме пионеров. Методика включала 3 осн. направления: коллективное планирование, повседневную организаторскую работу, коллективное обсуждение и оценку её результатов. Разработку методики продолжил коллектив студентов и преподавателей ЛГПИ им. А.И. Герцена (Коммуна им. А.С. Макаренко, 1963-73). Идеи К.м. были также положены в основу деятельности Всесоюзного пионерского лагеря "Орлёнок", где в 1963-66 О.С. Газман, А.Ф. Дебольская и другие педагоги создавали модель образа жизни коммунарского коллектива.
   К.м. возникла как новаторская система воспитания, которая противопоставлялась официальной педагогике. С 80-х гг. К.м. развивалась в русле педагогики сотрудничества. Центральное звено К.м. - общая творческая забота об улучшение окружающей жизни. Осн. положения К.м.: создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов; организация социально значимой и интересной для всех деятельности; построение самоуправления ученического на принципах сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в активную работу; особые отношения в коллективе, проникнутые заботой о каждом ребёнке и взрослом.
   В К.м. деятельность организовывалась по тематическому признаку (общественная, познавательная, художественно-эстетическая). Особую роль играл коммунарский сбор, который выступал как средство эмоционального сплочения коллектива.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 124)
   Ч421.352.11

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Коммунарская методика" в других словарях:

  • КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА — КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА, система приемов и форм воспитания учащихся школьного возраста, направленная на формирование и творческое развитие воспитательного коллектива в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Разработана в России в 60 х… …   Энциклопедический словарь

  • КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА — система условий, методов, приёмов и организац. форм воспитания, обеспечивающих формирование и творч. развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Разработана в Рос. Федерации И. П. Ивановым и его единомышленниками в кон. 50 х гг.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Коммунарская методика — (методика коллективной организаторской или творческой деятельности, методика И. П. Иванова, «орляторская педагогика») – система условий, методов, приёмов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Коммунарское движение — Коммунарское движение  возникшая в 60 х годах XX века неформальная ассоциация, связывающая коммунарские клубы  неформальные коллективы, в той или иной мере являющиеся последователями определенной педагогической методики, которая… …   Википедия

  • Пионерская организация —     в России самодеятельная организация детей и подростков 10 15 лет. Датой рождения П.о. считается 19 мая 1922. Н.К. Крупская и другие руководители Советского государства видели в П.о. форму воспитания нового человека. Пионеры участвовали в… …   Педагогический терминологический словарь

  • КОММУНАРСК — название г. Алчевск на Украине в 1961 92 КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА система приемов и форм воспитания учащихся школьного возраста, направленная на формирование и творческое развитие воспитательного коллектива в процессе совместной деятельности детей и …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иванов, Игорь Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Иванов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Иванов, Игорь. Игорь Петрович Иванов (1923(1923)  1992)  доктор педагогических наук, академик Российской академии… …   Википедия

  • КЛУБЫ — детские и подростковые, обществ, орг ции, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с разл. интересами, а также для отдыха и развлечения детей и подростков. К клубам относятся: дет. внешкольные учреждения [напр., К. юных… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • КОЛЛЕКТИВ — (от лат. collectivus собирательный), социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совм. деятельности и общения. В социологии изучают преим. трудовой К., в психологии контактные группы… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • КЛУБЫ детские и подростковые — обществ. орг ции, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с разл. интересами, а также для отдыха и развлечения детей и подростков. К клубам относятся: дет. внешкольные учреждения [напр., К. юных моряков, детские… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»